При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Даны пять пар примеров органов (структур) животных, три из которых могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции:
а — передние конечности ящерицы и ласты кита
б — роющие конечности крота и роющие конечности медведки
в — иглы ежа и шерсть собаки
г — легкое прудовика и легкие птицы
д — хоботок бабочки и хобот слона
Укажите, как называются эти три пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся («лишние»):
Формулой 2n2c (n — набор хромосом, c — количество хроматид) описывается содержание генетической информации в клетке человека во время:
а — пресинтетического (G1) периода интерфазы
б — окончания синтетического (S) периода интерфазы
в — поздней телофазы мейоза І
г — метафазы мейоза II
д — анафазы митоза у каждого полюса клетки
Биомасса, созданная за сутки всеми древесными растениями леса, — это:
Определите секрет пищеварительных желез человека:
представляет собой прозрачную жидкость; содержит пищеварительные ферменты, активные в кислой среде и обеспечивающие расщепление белков.
Случайный обмен генами между популяциями одного вида в результате миграции особей — это:
Определите, какие утверждения относятся к половому размножению (I), а какие — к бесполому (II):
а — способствует быстрому увеличению численности особей в популяции без повышения их генетического разнообразия
б — новый организм может развиваться из неоплодотворенной яйцеклетки
в — усиливает действие движущего отбора
г — материнский организм образует специализированные клетки — споры
В отличие от щитовника мужского у кукушкина льна обыкновенного:
а — автотрофное питание спорофита
б — имеются антеридии
в — гаметофитом является зеленое листостебельное растение
г — нет корней
д — спорофит не имеет листьев
Выберите правильно составленную пару, определяющую хромосомную перестройку и механизм ее формирования:
Выберите признаки, отличающие вирусы от бактерий:
а — наличие муреиновой клеточной стенки
б — наличие суперкапсида
в — размножаются делением клетки надвое
г — являются возбудителями полиомиелита
Выберите признаки, возникшие как результат действия социальных факторов антропогенеза:
а — наличие логического мышления
б — сводчатая стопа
в — узкий разрез глаз у представителей монголоидной расы
г — вторая сигнальная система
Аэробный этап клеточного дыхания отличается от спиртового брожения тем, что:
а — представляет собой многоступенчатый процесс
б — катализируется ферментами
в — относится к реакциям диссимиляции
г — протекает при участии
д — в результате синтезируется 36 молекул АТФ (в расчете на 2 молекулы пировиноградной кислоты)
Выберите утверждения, верные в отношении эндокринной системы человека:
а — половые железы относятся к железам смешанной секреции
б — по химической природе гормон соматотропин является белком
в — адренокортикотропный гормон образуется в надпочечниках
г — инсулин повышает содержание глюкозы в крови
д — при недостатке тироксина в детском возрасте происходит задержка роста, нарушение психического развития
Для поддержания гомеостаза при повышении температуры окружающей среды до +38 °C в организме человека происходит:
На рисунке строения побега междоузлие обозначено цифрой:
Область функционального контакта нервных клеток между собой или с клетками иннервируемых органов и тканей называется:
По сосуду, обозначенному на рисунке цифрой 3, кровь будет поступать в:
1) левое предсердие;
2) правое предсердие,
3) сосуды малого круга кровообращения;
4) сосуды большого круга кровообращения.
Ответ:
Пептид имеет следующую аминокислотную последовательность:
Цис-Тир-Фен-Гли-Асн-Цис-Про-Арг-Гли.
Определите длину (нм) кодирующей цепи молекулы ДНК, если линейная длина одного нуклеотида в среднем составляет 0,34 нм.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Укажите, из каких элементов нейрулы, обозначенных на рисунке цифрами 1—5, развиваются следующие структуры хордовых животных:
А) хорда
Б) ногти
B) скелетные мышцы
Г) щитовидная железа
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .
Ответ:
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) лен;
2) клен;
3) орляк;
4) ячмень;
5) спорынья;
6) шиповник
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Ответ:
Установите вклад в развитие биологии следующих учёных:
А) К. Линней
Б) К. Мебиус
В) В. И. Вернадский
1) создал учение о биосфере
2) предложил термин «биоценоз»
3) разработал трехмерную модель структуры ДНК
4) ввел бинарную номенклатуру в систематику живых организмов
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .
Ответ:
Сердечный индекс определяется как отношение массы сердца к массе тела, выраженное в процентах. Проанализируйте приведённые на графике показатели. Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения их сердечного индекса:
1) галка
2) тетерев
3) аист белый
4) ласточка деревенская
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .
Ответ:
Выберите два примера мутационной изменчивости:
1) изменение густоты шерсти при сезонной линьке
2) различная форма листьев стрелолиста, находящихся в воде и в воздухе
3) рождение голубоглазого ребенка у кареглазых гетерозиготных родителей
4) появление одного фиолетового лепестка у белоцветковой узамбарской фиалки
5) появление коротконогого барашка при скрещивании гомозиготных овец с ногами обычной длины
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Ответ:
Выберите два признака, которые являются общими для эвглены зеленой и хлореллы:
1) бесполое размножение
2) половой процесс - конъюгация
3) передвижение с помощью ресничек
4) являются эукариотическими организмами
5) непереваренные остатки пищи удаляются через порошицу
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Ответ:
У удава окрас пятен на теле определяется двумя генами, один из которых локализован в аутосоме, а другой — в Z-хромосоме. Для появления коричневых пятен необходимо наличие доминантных аллелей обоих генов. Все остальные варианты генотипов приводят к развитию желтых пятен, в эксперименте скрестили чистые линии удавов: самку с коричневыми пятнами и рецессивного по обоим генам самца с желтыми пятнами. Затем гибриды скрестили между собой, при этом было получено 48 яиц. Рассчитайте, из скольких яиц вылупятся самцы с коричневыми пятнами, учитывая, что женский пол является гетерогаметным и расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Составьте цепь выедания, используя пять подходящих элементов из предложенных:
1) галка;
2) ястреб;
3) нереис;
4) пшеница;
5) клещ-пухоед;
6) дождевой червь;
7) саранча перелетная.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 52314.
Ответ:
На рисунке изображена схема возникновения мутации. Выберите три признака, характеризующие данную мутацию:
1. генная мутация;
2. хромосомная мутация;
3. такой тип мутаций называется делецией;
4. такой тип мутаций называется инверсией;
5. сопровождается поворотом участка хромосомы на 180°;
6. происходит изменение последовательности нуклеотидов в пределах одного гена.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Ответ:
Установите соответствие между примерами адаптаций и путями достижения биологического прогресса, которые привели к возникновению данных адаптаций:
A. альвеолярные легкие у млекопитающих
Б. редукция головы у двустворчатых моллюсков
B. двойное оплодотворение у цветковых растений
Г. клювы различной формы у галапагосских вьюрков
Д. перепонки между пальцами ног у водоплавающйх птиц
1. катагенез
2. арогенез
3. аллогенез
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2Г1Д1.
Ответ:
При скрещивании дигибридной пестрой хохлатой курицы с таким же петухом было получено 32 потомка, среди которых 12 пестрых хохлатых цыплят, 6 — черных хохлатых, 2 — белых без хохла. Сколько пестрых цыплят без хохла было в потомстве, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
Ответ:
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток нивяника, содержащих разное количество хромосом:
1) 19;
2) 17;
3) 27;
4) 36;
5) 9;
6) 38;
7) 16;
8) 54.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида нивяника 18 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
На схеме строения нейрулы цифрами 1–3 обозначены три зародышевых 3 листка. Укажите, из клеток какого зародышевого листка развивается каждая из приведенных структур организма человека:
A) почки;
Б) яичники;
B) головной мозг;
Г) щитовидная железа.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б1В2ГЗ.
Ответ:
Укажите верные утверждения:
1) стенобионты — организмы, имеющие узкие пределы выносливости;
2) представители нектона имеют хорошо развитую мускулатуру, обтекаемую форму тела, эластичные кожные покровы;
3) орографические абиотические факторы подразделяют на физические и химические, примером последних является кислотность почвы;
4) при отсутствии дефицита воды эффективной защитой растений от перегрева может быть усиленная транспирация благодаря большому количеству устьиц в листьях;
5) у светолюбивых растений в листовых пластинках столбчатая паренхима обычно развита слабо и представлена одним слоем клеток, хлоропласты крупные, много межклетников;
6) у ксерофитов тонкие листовые пластинки с постоянно открытыми устьицами, у некоторых имеются специфические «водяные устьица», через которые вода выделяется в капельно-жидком состоянии.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Ответ:
Зависимость жизнедеятельности организма от электромагнитного излучения оптического диапазона выражается симметричной куполообразной кривой. Пределы выносливости по данному фактору составляют
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 150.
Ответ:
Классифицируйте полевого шмеля, начиная с самого высокого ранга, расположив по порядку пять подходящих элементов из предложенных:
1) род Шмель;
2) класс Насекомые;
3) отряд Двукрылые;
4) царство Животные;
5) тип Членистоногие;
6) класс Беспозвоночные;
7) отдел Открыточелюстные;
8) отряд Перепончатокрылые.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 65238.
Ответ:
Укажите растения, имеющие сухой многосемянный вскрывающийся двумя створками плод:
1) мак;
2) овес;
3) липа;
4) капуста;
5) подсолнечник;
6) пастушья сумка.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Ответ:
Укажите верные утверждения:
1) осы и шмели развиваются без метаморфоза;
2) стрекозы, клопы, клещи относятся к классу Насекомые;
3) тело членистоногих покрыто хитинизированной кутикулой;
4) в отличие от скорпиона у паука-крестовика нет ядовитой железы;
5) у речного рака две пары усиков: длинные антенны и короткие антеннулы;
6) для скорпионов характерны клешневидная вторая пара ротовых конечностей (педипальп) и длинное сегментированное брюшко с жалом на конце.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Ответ:
Определите систематическое положение сливы домашней, расположив по порядку, начиная с самого высокого в иерархии таксона, шесть подходящих элементов из приведенных:
1) род Слива;
2) отряд Цветковые;
3) царство Растения;
4) класс Двудольные;
5) семейство Розовые;
6) вид Слива домашняя;
7) тип Плодовые деревья;
8) отдел Покрытосеменные.
Ответ:
Опустив ногу в ледяную воду, человек непроизвольно ее выдернул. Составьте последовательность передачи нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса, выбрав пять подходящих элементов из приведенных:
1) спинномозговой ганглий;
2) аксон вставочного нейрона;
3) аксон двигательного нейрона;
4) дендрит чувствительного нейрона;
5) тело вставочного нейрона в дерме кожи ноги;
6) тело нейрона в передних рогах спинного мозга;
7) двигательная зона в передней центральной извилине коры больших полушарий.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41525.
Ответ: